Английский до школы: где лучше начинать? Журнал «Дети»

Когда ты – преподаватель английского, а у твоих подруг маленькие дети, готовься! Если не замучают просьбами типа « разбуди гения», то уж консультаций будут требовать в любое время дня и ночи.   А ведь не хочется в грязь лицом ударить , да и солидарность с коллегами по цеху нужно проявить , если сама за обучение не берешься.  Еще нужно учесть возраст , среду, в которой растет ребенок, индивидуальные особенности , а подруги звонят неожиданно и ответа жаждут получить тотчас.  Вот и приходится отвечать на глобальные вопросы , между парикмахерской и бутербродом. При этом чувствуешь себя неуютно , так как мамочки обожают рассуждать на тему « как надо обучать».

Очень хочется ляпнуть, «вы , Шариков , ерунду говорите» . Но это особые случаи. В основном все-таки спрашивают,  чаще  задавая один и тот же вопрос : куда лучше всего отдать ребенка? Вот я и решила , ответить раз и навсегда, причем всем сразу.  Что вам сказать , дорогие товарищи ? Куда отдать ребенка….. Да никуда! В том смысле , что понятие « лучше» очень коварное. Лучше там, где лучше Вам!  А это значит : довольны Вы , доволен ребенок. Только вот одна проблема : это может никуда не привести. То есть абсолютно! Я встречала массу детей , которые где только не обучались , при этом начали практически с пеленок . А результат? В школе – проблемы , при поступлении – сплошные репетиторства , при международных экзаменах – очень низкий балл.  Так что  Ваше внутреннее спокойствие не определяет качества знаний . Я не говорю , что не нужно заниматься , нужно! Но с чувством, с толком, с расстановкой.  Вернемся к вопросу , куда пойти , где точно научат? Чтобы в дошкольном образовании был существенный толк , нужно учесть и преодолеть следующее:

  • В возрасте от 3 до 7 лет , ребенок отлично запоминает, имитирует , и.т.д. НО! После 7 , происходит физиологическое торможение всех этих процессов . А если вы еще и попадаете в школу, где английский начинается не с первого класса , то все , что вы приобрели на дошкольном этапе , не получает продолжения.

А значит , какая разница , где начинать? Многому вас научат ,  малому ли , все равно почти все забудется.

  • До 7 лет , с вашим ребенком будут в основном играть . Большую часть времени рисовать , прыгать, бегать . Он выучит порядка 100 слов , 20 фраз , и пару песенок.  Поверьте , развлечь ребенка так, чтобы он кричал «обожаю английский» очень не сложно , а вот принять на себя ответственность за его образовательную судьбу в ближайшие три-пять лет , решится далеко не каждый. Поэтому и перекос: играть, и еще раз играть! При этом , малыша скорее всего  не будут учить писать , читать , и в общем то говорить. То , что ребенок произносит заученный диалог  по вашей просьбе , это не умение разговаривать , это воспроизведение заученного. К говорению это имеет мало отношения.  А вот , когда он сможет как мозаику перебирать известные слова , и самостоятельно придумывать фразы ,  это и будет первым  реальным шагом на пути к « разговаривать» . Но на начальном этапе , этого не происходит.
  • Все внимание направлено на категории слов и фраз : месяцы, цвета, игрушки , фразы приветствия  и.т.д.  Это-стандарт , его вы  получите в любом учебном заведении : и у преподавателя – первогодка , и у заслуженного   мастера. Правда , у мастера будет дороже.
    Когда вы придете в первый класс , никто не будет учитывать ваш багаж знаний.  А отсюда , снова долотом: девочка , мячик , и.т.д. Ребенок пойдет по кругу , и возможно ему будет легче , чем остальным.  До поры до времени.  Как только закончится стандартный набор , начнется новый материал , и ребенок , «жующий» одно и то же уже несколько лет , может испытывать сложности в адаптации к новым условиям.   При этом ведь еще и играть  с ним почти перестанут .  И потом, каждый новый преподаватель  будет начинать все по своему , говорить « кошмар! Ребенок ничего не знает! ».  Поэтому , выбирая , где начать занятия , подумайте , будет ли возможность продолжать , развивая изученное . Тогда можно будет надеяться на некий прогресс
  • Ни одно учреждение не сможет вам гарантированно обещать сохранение одного и того же преподавателя в течение продолжительного периода.  А кочевать за преподавателем вы все равно не сможете . Так что , опять выходит , что нет особой разницы , где именно начинать изучение иностранного языка.
  • В основном с малышками работают молодые преподаватели . Часть из них , действительно звездочки , которые любят детей , любят придумывать для них что-нибудь поинтересней. Но это молоденькие девочки , которые  выбирают пособия, строят урок  и. т.д., чаще  по интуиции , а не основываясь на  знаниях и опыте.  Они скорее всего не проанализируют то, будите ли вы через год заниматься по той же методической линии . Мне тысячу раз приходилось охолождать пыл  начинающих преподавателей. Прибегают , глаза горят , и с восторгом рассказывают :

- Такой учебник видели , класс! Только это уже вторая часть.
- То есть, -говорю, -предполагается , что это продолжение некой задумки.
- Да, -отвечают , -но какая разница? Там такие хорошие упражнения!
- А вы , -спрашиваю, -собираетесь в следующем году продолжать работать по этому учебнику ?
- Да мы может , вообще не будем работать тогда.

Вот то-то и оно! Поэтому и результаты , как правило , очень неровные. Но это бы и не беда , все равно молодых , энергичных « училок»  обожают и взрослые и маленькие студенты. Только вот в силу молодости , такие преподаватели  в постоянном поиске , а значит могут уйти в любой момент. И тогда , как правило,  дети и родители бросают занятия , не могут привыкнуть ни к кому другому. Опять проблема!

Можно еще долго перечислять, так сказать,  « оборотные стороны» медали , но я уже слышу, как вы спрашиваете : что делать то? Мне кажется , следующее:

  • Определитесь , для чего вам английский? Вы хотите с пользой занять ребенка дополнительно к рисованию, пению, плаванию и танцам? Тогда , абсолютно все равно , где вы начнете.  А если вам хочется заложить крепкий фундамент для будущего ,  тогда:
  • примите ответственность за постоянное поддержание процесса
  • наладьте обратную связь с преподавателем , и четко фиксируйте , что именно проходит ваш ребенок , и как долго. Это должно быть как медицинская карточка .
  • заранее подумайте, в какую школу пойдет ваше чадо, и разузнайте, по каким учебникам в этой школе занимаются , по какой методической линии.  Лучше , если дошкольное образование будет содержать как можно больше сходных элементов.

Если обо всем этом не позаботиться заблаговременно, настраивайтесь на постоянные траты на дополнительные занятия с репетитором.

Перспектива не очень занятная.

Так что, готовьте сани летом, дорогие мамочки!